Федор Достоевский «Униженные и оскорбленные»

Автор: , 28 Май 2014

В советские времена роман Достоевского «Бесы» почти не публиковался. Но недавно появился фильм под этим названием и к творчеству Достоевского снова потянулся читатель. Я еще не готов высказать свое мнение по этому роману. Поэтому вначале о романе «Униженные и оскорбленные», который тоже интересен для читателя.

 

Повествование в романе Достоевского «Униженные и оскорбленные» передано вымышленному лицу – молодому писателю, едва появившемуся в литературе и уже умирающему от изнурительной болезни. Его зовут Иваном Петровичем. 

 

В центре романа – тема, всегда волновавшая писателя Достоевского: неблагообразие мира и человеческих отношений, которые нельзя не видеть, которое преступно было бы принять. В сатирическом направлении Достоевский рисует жизнь в этом романе. В сравнении с миром, каким ему надлежало бы быть – высоким и прекрасным -, реальный мир настолько катастрофически снижен, что оказывается парадоксальным образом перевернут. Он обращен не вверх, к сфере ясной и возвышенной, но опрокинут вниз, так, что люди, вещи и понятия при таком повороте по необходимости обретаются не на своих местах. Эта мысль является в романе основной, и все остальные варьируют, уточняют и развивают ее.

 

В самом широком плане она возникает в первой, вступительной и чрезвычайно важной главке. Заметим, что действие «Униженных и оскорбленных» начинается в сумерки. Сумеречные и ночные часы – общий фон происходящих в романе событий. Солнечный луч, животворящий и и преобразующий все и всех, лишь затем время от времени здесь и летает, чтобы по контрасту усилить обычную для жизни тьму. Петербург с его тусклым и дождливым небом остается сумеречным даже тогда, когда это небо кажется чистым. Только в детстве Ване и Наташе сияло ясное непетербугское солнце, только тогда кругом были луга и поля, а не груда мертвых камней. Петербург «Униженных и оскорбленных» — это город без солнца, он сумеречно-мрачен по природе. В силу этого обстоятельства его обитатели одни и впрямь не имеют, а другие не должны были иметь места под солнцем: ведь все они лишены его благой и живительной силы – тепла и света.

 

Тема места под солнцем, развиваясь, становится в романе многозначной. Но появляется она в связи с бедностью и нищетой, как социальная тема в духе «Бедных людей». Когда потухает последний солнечный луч, нищий Смит приходит в кондитерскую Миллера только для того, чтобы посидеть при свечах и погреться. Бедняк обделен даже искусственным теплом и светом. Поскольку тепло и свет – источник жизни, бедняк, естественно, оказывается вне ее. Вот почему, выйдя из кондитерской, Смит умирает.

 

Всегда приятнее читать сам роман, чем комментарии и отзывы о нем. Поэтому я на некоторое время замолкаю. Возьмите в руки книгу. Откройте на любой странице и начните читать. Уверен, что роман вас заинтересует. Через некоторое время мы продолжим разговор по теме этой замечательной книги.

About the author

Комментарии

Ваш отзыв