О поэзии Владимира Высоцкого

Автор: , 09 Дек 2014

Часть 1
imagesДоверчивый инопланетянин, изучая русскую поэзию, решил бы, что классики 19-го века, если верить их словам, пели свои песни на площадях, в кругу друзей, во дворцах, аккомпанируя себе на струнных инструментах. Пушкин – на лире, Лермонтов – на арфе, Аполлон Григорьев – на гитаре. Гостей Земли потрясли бы в 20-ом веке попытки сыграть на флейте водосточных труб, на флейте-позвоночнике. И не удивило бы, что в середине 20-го века на сцене и в дружеском кругу вновь появились поэты-певцы со струнными инструментами в руках. Поэзия и весь облик Владимира Высоцкого – это осуществленная метафора поэтов 19-го века. Они писали перьями и ощущали себя певцами. Высоцкий пел под гитару и считал себя профессиональным поэтом.

Главное в поэзии Высоцкого – то, что он предельно был верен вековому образу поэта-певца, буквально следовал старинным заповедям. Что же до споров, поэт ли Высоцкий или же он некое явление, то тут, говоря его словами: «я себе уже все доказал». Думаю, он, как и все его слушатели, вырос на советской детской поэзии, с малых лет усвоил ее дух. Ему стали близки и заповеди Чуковского, хотя они обращены к тем, кто пишет для малышей. Скажем заповедь, требующая от стихов, чтоб они были игровыми, сценичными. В кого только не перевоплощался поэт-актер:
А это кто – в короткой маечке?
Я, Вань, такую же хочу.
В конце квартала, правда, Вань,
Ты мне такую же сваргань.
Ну, что, отстань, всегда отстань?
Обидно, Вань.
Детский поэтический прием игры ритмами, и взрослое отвращение к бездуховности, и жалость, доброта к ее жертвам.

 

Как славно после этого превратиться в альпинистов:

Ты идешь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.

Дальше читайте вслух. Никто еще так не говорил:

Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины.

Содержание самое взрослое, но осуществлено не менее 4-х «дошкольных» заповедей Чуковского.
• В каждой строке – материал для художника.
• Наибыстрейшая смена образов.
• Рифмы определяют суть.
• Певучесть.

 

И кому как не певцу осуществлять заповедь, требующую от каждой строки повышенной музыкальности поэтической речи. Повышенное благозвучие – важное свойство его поэзии:

Вниз по Волге плавал,
Прохожу пороги я
И гляжу на правые
Берега пологие.

На 28 гласных всего 30 согласных. И везде жесткая реальность со сказочностью.

Поэзия Высоцкого, как и хорошая детская поэзия. При всей популярности и ясности отнюдь не относится, как считают иные, к явлениям массовой культуры. Она, как и детская поэзия, ближе к фольклору, к романтике.

Продолжение следует …

About the author

Комментарии

Ваш отзыв