Начало творческого пути Максима Горького

Автор: , 24 Апр 2013

В творчестве каждого большого художника есть приметы, по которым внимательный читатель всегда отличит его книги от книг других авторов. Одной из примет, присущих горьковскому творчеству, является его замечательное свойство, названное исследователями imagesавтобиографизмом. Процесс знакомства Максима Горького с жизнью, как и процесс осмысления того, с чем он знакомился, стал сквозной темой его творчества. Одним из лучших созданий зрелого Горького является его автобиографическая трилогия «Детство», потом «В людях», затем «Мои университеты», хронологически охватывающая первые двадцать лет его жизни. В произведениях 1890-х годов рассказывается главным образом о последующих годах жизни писателя (1888 – 1892), в которые он совершил два своих знаменитых хождения по Руси. Ему случилось быть деревенским батраком, рыбаком на промыслах Каспия, грузчиком, железнодорожным рабочим. Он испробовал разные ремесла, испытал многотрудную судьбу. Однако в центре творчества 90-х годов автобиографический герой не стоял, хотя в качестве «проходящего» — рассказчика, слушателя, участника действия – он присутствовал в большинстве рассказов и легенд. Главным объектом авторского внимания оказались люди, окружавшие проходящего, побуждавшие его искать ответа на самые животрепещущие вопросы времени.

18 сентября 1829 года Горький был арестован в Майкопе по подозрению в причастности к «чумному бунту». Сидел несколько дней в тюрьме. Допрашивали, почему ходит, — «Хочу знать Россию».

По официальной версии, подсказанной полиции самим Горьким, он странствовал по родной земле, таким образом желая отвлечь себя от самого себя же, погасить мучившую его боль от первой, неудавшейся любви. За этой правдивой версией скрывалась и другая, более глубокая причина его длительного, самоотверженного тысячекилометрового хождения: он хотел знать свой народ, свою родину.

Впечатления писателя от жизни, к его огорчению, были мрачными. Алексей Максимович видел, что основная масса русских людей пребывает в «грязи и тьме», что рядовой человек в России, как правило, «еще полузверь», и вся его жизнь – «только труд ради хлеба».

О горе русской жизни с печалью и гневом рассказывали предшественники и современники Горького – Толстой, Успенский, Некрасов, Щедрин, Достоевский, Чехов. Много внимания бедам российской действительности уделил и Максим Горький. Когда его уже после революции спросили, почему он стал писать, он ответил, что не мог сдержать внутри себя силы давления на него «томительно бедной жизни». Он спешил поделиться с людьми ужасом увиденного крестьянского быта, безжалостно убивавшего человеческое в людях. Он с болью вторгался в темные углы жизни, ставшей для большинства «великолепной каторгой».

Мы писали школьные сочинения, причем многие из нас делали это на отлично. Поэтому прекрасно знаем произведения Горького, а иногда перечитываем их заново.

Человеческая реакция самого русского писателя н встретившиеся ему мерзости бытия была всегда бурная и непримиримая. 15 июля 1891 года он впервые столкнулся с происшествием, когда муж истязал молодую жену («Вывод»). Истязание сопровождалось одобрением всей деревни. Пешков с кулаками кинулся в самую гущу одичавших мужиков и баб, за что был ими жестоко избит и брошен в канаву. Только случай спас его от смерти. Подобные истории случались с ним постоянно. Поэтому он и не мог не писать.

About the author

Комментарии

Ваш отзыв