Кирилл Туровский

Автор: , 09 Мар 2013

Кирилл Туровский (умер, вероятно, до 1182 года) – крупнейший мыслитель и литератор Древней Руси. Ни по количеству оставленного литературного материала, ни по значимости и авторитету ему едва ли можно найти  равных среди современников. Кирилла уже сразу после смерти стали называть «вторым Златоустом», а его сочинения включали в сборники наряду с произведениями отцов церкви.

defaultО жизни праведника мы знаем немного – то, что рассказано в его кратком проложном житии. Всю свою жизнь он прожил в Турове, маленьком городе на реке Припяти, центре Турово-Пинского княжества. Вырос в богатой семье, получил приличное по тому времени образование, затем ушел какой-то, видимо местный, монастырь. Монашеские тяготы не удовлетворяют Кирилла, и, желая большого подвига, он оставляет обитель и затворяется «в столп» — небольшую уединенную башню, где затворник предается размышлениям и литературной деятельности. Через некоторое время, во всяком случае до 1169 года, по инициативе туровского князя Юрия Ярославовича Кирилл Туровский получает сан епископа и сразу оказывается в самой гуще острой политической борьбы. И это понятно. Конец 60-х годов – время активной борьбы с Киевом владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского (умер в 1174 году), стремившегося любыми средствами возвысить новый культурный и политический центр Руси – Владимир. Церковные отношения теснейшим образом переплелись с политическими, в этом клубке и родилось так называемое дело «Федорца, еретика, епископа», одно из самых загадочных в истории русской церкви. Поскольку активную роль в этом деле играл Кирилл и поскольку одно из главных его произведений, «Притча о душе и теле» (или по-другому «Слово о слепце и хромце»), целиком ему посвящено, о нем следует рассказать подробнее.

Предположительно в 1164 году ростовским епископом стал некий Феодор, вытеснивший своего предшественника грека Леона. Этот Феодор не был монахом, а значит, формально не имел никаких прав на епископскую кафедру. Однако его активно поддерживал Андрей Боголюбский, вынашивающий планы создания своей, независимой от Киева, владимирской митрополии. Возникает острый конфликт между Феодором и киевским митрополитом-греком Константином, тем самым, который сменил на кафедре Климента Смолятича. В спор вмешивается Константинополь. Византийский патриарх Лука Хризоверг поддерживает Константина и изгнанного из Ростова Леона. В итоге киевский митрополит отказывается признать Феодора. В ответ на это Феодор прибегает к крайнему средству, к которому вообще-то в истории церкви прибегали нередко, но в то время на Руси – никогда: он закрывает все владимирские церкви, включая Успенский собор, и прекращает богослужение. Но это ссорит его с бывшим союзником князем Андреем. Летопись обвиняет Феодора в страшных преступлениях: он якобы безжалостно отнимал имущество, убивал, выжигал глаза, нагих жег свечами, живьем варил людей в котлах, обрезал бороды… Было ли это на самом деле, мы не знаем – летописная статья вышла из-под пера ярых врагов ростовского «лжеепископа». Во всяком случае, князь арестовывает Феодора и отправляет его в Киев, на митрополичий суд.

Об обличии Федорца, как о главной заслуге Кирилла, говорится в его проложном житии. Да и направленность «Слова о слепце и хромце» сомнений не вызывает – это яростный памфлет против Феодора и Андрея. С чем связана такая активность? Источники не раскрывают сущности «ереси» Федорца. Больше всего в деле Федорца Кирилла Туровского должно было волновать другое – опасность раскола церкви, нарушение существующей церковной иерархии.

Безусловно, надо учесть, что при переводе на современный русский язык многое в языке и стиле автора утрачивается. Поэтому, чтобы в полной мере ощутить силу Кирилла именно как писателя, художника слова, необходимо познакомиться с его произведениями в подлиннике.

About the author

Комментарии

Ваш отзыв